ВОСТОЧНЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
ДЭВИД ЛАСОКИ
УИЛЬЯМ ТАРА
Медицина Китая, Японии и других стран Дальнего Востока имеет многовековые традиции. Многие из ее достижений могут с успехом использоваться сегодня. Принципы восточной и западной медицины имеют совершенно противоположный характер. Западная медицина, с ее акцентом на лечение признаков болезни терапевтическими и хирургическими средствами, все менее способна справиться с потоком дегенеративных болезней (то есть видоизменяющих саму ткань организма), захлестывающим индустриальный мир. Ясно, что мы должны дополнить нашу, главным образом симптоматическую медицину такой медициной, которая является профилактической по своей направленности и гуманной – по способам применения. Восточная медицина полностью отвечает этим требованиям.
Древние труды по восточной медицине подчеркивали тесную связь между здоровьем человека и его питанием, деятельностью, духовным развитием и окружающей его средой в целом. Биологическая, психологическая и духовная составляющие человеческой жизни рассматривались и считались в равной степени важными для общего состояния здоровья. Практикующий врач являлся советчиком и учителем, мог указать, в чем кроется глубинная причина заболевания, и дать практические советы по изменению образа жизни, чтобы устранить источник проблемы.
В западной медицине диагноз ставится на основании явных симптомов. А опытный восточный диагност может предсказать развитие болезни еще до того, как человек почувствует ее явные признаки, например боль. Основной инструмент восточной диагностики – это физиогномика – умение оценивать человека по чертам его лица и особенностям телосложения. Основной предпосылкой восточной физиогномики является то, что каждый человек представляет собой историю своего развития. Силы и слабости наших родителей, среда, в которой мы были воспитаны, и пища, которую мы ели, - все это отражается на нашем нынешнем состоянии. Наша осанка, цвет кожи, тон голоса и другие черты – это внешние отражения нашей крови, органов, нервной системы и скелетной структуры, которые, в свою очередь, являются результатом нашей наследственности, питания, влияния окружающей среды и деятельности, которой мы занимаемся.
Секрет умения поставить диагноз состоит в том, чтобы распознать признаки специфического набора изменений прежде, чем они станут серьезными, - увидеть знаки того, что в почках идет образование камней, что сердце становится расширенным или что развивается рак, - даже прежде, чем эти признаки начнут приносить боль и неудобство. Этот тип диагностики полностью зависит от того, насколько врач сумел развить свою собственную чувствительность и овладеть пониманием принципов, лежащих в основе применяемых им методов.
ИНЬ И ЯН
Принцип, лежащий в основе восточной медицины, - это теория инь и ян. Начальная предпосылка философии инь/ян состоит в том, что все во Вселенной существует в состоянии непрерывного изменения. Энергия инь непрерывно превращается в энергию ян, и наоборот. Инь и ян относительны, не абсолютны. Все существует во взаимодополняющей противоположности. Без холода не было бы тепла; без верха не было бы низа. Без противоположности не было бы движения, не происходили бы никакие изменения.
Как гласит древнекитайский трактат «Дао-и-цзин», «все существа носят в себе инь и ян, наполнены (энергией) и образуют гармонию». Если имеется тенденция к сжатию, то есть движение энергии направлено к центру, то доминирующей силой является ян. Сжатие производит плотность, деятельность, высокую температуру, вес, скорость и т. д. Если имеется тенденция к расширению, то есть движение энергии направлено от центра, то доминирующей силой является инь. Рассеивание энергии производит меньшее количество плотности, меньшее количество деятельности, легкость, более медленную скорость и т. д. В точках своего высшего проявления инь и ян переходят друг в друга. В точке максимального сжатия начинается расширение, и наоборот.
Этот пульс жизни управляет всеми вещами – от морских приливов и отливов и жизненного цикла растений до движения планет вокруг солнца. Такие же процессы происходят и в нашем теле: расширяется и сокращается сердце, легкие набирают и выпускают воздух, напрягаются и расслабляются мышцы.
Из древней философии инь и ян Джордж Ошава вывел семь принципов и двенадцать теорем, описывающих действие этих сил.
Семь Принципов Вселенского Порядка
1. Все вещи – производное Единого Бесконечного.
2. Все изменяется.
3. Все противоположности дополняют друг друга.
4. Не существует ничего одинакового.
5. Все, что имеет явную сторону, имеет и обратную.
6. Чем больше явная сторона, тем больше и обратная.
7. Все, что имеет начало, имеет и конец.
Двенадцать Теорем Принципа Объединения
1. Единое бесконечное трансформируется в инь и ян, которые являются полюсами, образующимися в момент, когда поток бесконечной центробежности достигает геометрического пункта раздвоения.
2. Из этого бесконечного потока центробежности непрерывно образуются инь и ян.
3. Инь по своей природе носит центробежный характер. Ян – центростремительный. Инь и ян вместе производят энергию и все явления в мире.
4. Инь притягивает ян. Ян притягивает инь.
5. Инь отталкивает инь, ян отталкивает ян.
6. Сила отталкивания пропорциональна разнице между одинаковыми видами энергии, а сила притяжения пропорциональна разнице между разными видами энергии.
7. Все явления эфемерны, соотношение ян и инь, содержащихся в них, постоянно меняется.
8. Во всех вещах и явлениях существует полярность. Ничто не состоит только из ян или только из инь.
9. Не существует ничего нейтрального. В каждом явлении или инь, или ян находятся в избытке.
10. Большое количество инь притягивает малое количество инь. Большое количество ян притягивает малое количество ян.
11. Достигая своей предельной величины, инь производит ян, а ян производит инь.
12. Все физические формы и объекты являются ян в своей центральной части и инь на поверхности.
инь | ян | |
Движение | Расширение | Сокращение |
Категория | Пространство | Время |
Положение | Снаружи | Внутри |
Направление | Повышение | Снижение |
Цвет | Фиолетовый, синий, зеленый | Желтый, оранжевый, красный |
Температура | Холодное | Горячее |
Вес | Легкий | Тяжелый |
Катализатор | Вода | Огонь |
Свет | Яркий | Темный |
Вибрация | Короткие волны | Длинные волны |
Атом | Электрон | Протон |
Элементы | К, О, Р, Са, N и т.д. | Н, Аs, СI, Nа, С и т.д. |
Биология | Растения | Животные |
Пол | Женский | Мужской |
Нервная система | Симпатическая | Парасимпатическая |
Отношение | Мягкое отрицательное | Активное положительное |
Деятельность | Умственная | Физическая |
Происхождение | Горячий климат | Холодный климат |
ИНЬ И ЯН И КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ
Система, используемая здесь, основана на структуре органа.
В восточной медицине считается, что каждый орган находится в антагонистических/взаимодополняющих отношениях с другим крупным органом:
Легкое - Толстый кишечник
Сердце - Тонкий кишечник
Почки - Мочевой пузырь
Селезенка - Желудок
Печень - Желчный пузырь
Если заболевает один из органов пары, то и другой заболевает тоже.
ПИТАНИЕ И ДИАГНОЗ
Согласно принципам восточной медицины, правильное питание – это основной источник нашей жизненной силы и здоровья, а плохое и недостаточное питание – основная причина болезни. Если мы не в состоянии изменить образ своего питания так, чтобы он соответствовал изменившимся условиям жизни, в том числе и сезонным, то мы заболеваем. Правильным питанием считается то, которое соответствует этим изменениям.
Инструментами, которые помогают нам выбрать правильный образ питания, соответствующий нашим личным требованиям в тот или иной период времени, являются инь и ян. Чтобы лучше понять важность инь и ян в выборе пищи, рассмотрим годовой цикл распределения энергии в растениях. Части растений, предназначенные для употребления в пищу, находятся во взаимодополняющей оппозиции к типу сезона, в котором они будут потребляться. Энергия в овощах, предназначенных к употреблению в летнее время года (ян), таких как салат, огурцы или помидоры, сосредоточена в их верхней части (инь). Летние овощи растут быстро, содержат большое количество воды и имеют меньшую плотность, чем зимние овощи. В овощах, которые мы едим зимой (инь), энергия сосредоточена в нижней части (ян). Зимние овощи, такие как морковь, тыква, картофель, содержат меньше воды, чем летние, и они созревают дольше, чем летние. Если мы едим продукты, соответствующие сезону и климату, в котором мы живем, то мы находимся в гармонии с нашей естественной окружающей средой. Так бедуины, например, едят сочные плоды (инь) кактусов, которые растут в сухой пустыне (ян). А рацион эскимосов состоит почти целиком из мяса (ян), которое дает им тепло, в котором они нуждаются, постоянно пребывая в условиях холодного севера (инь).
Использование принципов инь и ян при выборе и приготовлении пищи является важной частью «макробиотики». Это термин был принят Джорджем Ошавой для описания восточных методов диагностики и лечения, так чтобы они были понятны на Западе. «Макро» означает «большой», а «биотика» означает «связанный с жизнью или живыми существами». Макробиотика – это способ сделать нашу жизнь более полной и привести ее в гармонию с окружающей средой и энергиями, наполняющими этот мир.
Восстановив чувствительность к окружающей среде, мы получаем возможность почувствовать свою связь с природой и самим заботиться о своем здоровье и о своей судьбе.
И здесь восточные методы диагностики могут оказаться действительно незаменимыми. Они укажут на недостатки вашего питания, избавившись от которых, вы сможете поставить преграду на пути болезни и восстановить свое здоровье.